Поиск

Соревнования по «КЕНДО-НО-КАТА»Всеяпонской Федерации Кендо (AJKF)

В данной статье описаны:

· процедура проведения соревнований (кратко)

· порядок действий спортсменов и судей на соревнованиях (кратко)

· группы формальных упражнений, по которым проходят соревнования

· условия и критерии определения победителя

Более детальные требования для соревнований по кендо-но-ката ВЯФК должны быть установлены регламентом или положением о конкретных соревнованиях.

Подробнее о процедуре организации и проведения соревнований


1. Система проведения соревнований

1-1. Система проведения соревнований по кендо-но-ката ВЯФК относится к командному типу и начинаются в пулах по две, три или четыре команды, а потом проходит по олимпийской системе с выбыванием пары после одного поражения.

1-2. В дисциплине кендо-но-ката соревнования происходят между парами. Пара состоит из участников одной команды. Пары демонстрируют соответствующие комплексы формальных упражнений (в порядке возрастания номеров ката) по программе кендо-но-ката ВЯФК.

· с 1 по 3 ката

· с 1 по 5 ката

· с 1 по 10 ката

· По выбору судейской комиссии.

1-3. Количество выполняемых ката определяется согласно регламенту и положению проводимых соревнований.


2. Площадка для соревнований

Площадка для соревнований такая же, как и в соревнованиях по кендо. Площадка условно делится на красную и белую зоны путём нанесения пар красных и белых линий. Необходимо обеспечить достаточно свободного места и безопасность участников при выполнении нанахонмэ (7-й кендо-но-ката). Если регламентом проведения соревнований предусмотрена возможность исполнения 7-ой ката, то расстояние между красной и белой парами участников должно составлять четыре метра. В остальных случаях – не менее двух метров.


3. Соревновательная форма и оборудование

3-1. Соревнующиеся должны иметь хакама и ги синего или чёрного цвета, а также набедренный протектор (тарэ) и нафуда (нашивка с обозначением имени участника, принадлежности к клубу или региону). Иной цвет формы допускается только по согласованию с мандатной комиссией конкретных соревнований.

3-2. Меч для соревнований по кендо-но-ката (бокуто) должен быть выполнен из твердых пород дерева, иметь стандартную длину (102 см) и защитную гарду (цуба). Меч для 8, 9 и 10 кендо-но-ката (кодачи ) длинной 55 см, также должен быть с защитной гардой (цуба).

3-3. Каждая пара должна быть отмечена с помощью красной или белой таски, закинутой за «спинку» хакама участников.


4. Проведение матча

По команде сюсин (старшего судьи площадки) две пары одновременно исполняют требуемый набор ката (без ограничения времени), а три судьи (сюсин и два фукусин) оценивают их уровень исполнения, поднимая в конце матча по команде «хантэй» флажок цвета команды победителя. Стороны учитачи и ситачи у противоборствующих команд назначаются непосредственно перед матчем. Это осуществляется при помощи прямого голосования судейской бригады. Решение бригады озвучивает сюсин.


5. Присуждение победы

5-1. Победа в соревнованиях по кендо-но-ката присуждается голосованием трёх судей (сюсин и двух фокусин). В матче разыгрывается 3 очка (по числу судей). В итоге участник/команда может получить 0, 1, 2 или 3 очка в зависимости от количества поднятых за неё флажков. Поднятые судьями флажки в пользу каждой команды фиксируются протоколистом как результат матча. Данная система позволяет распределить места в случае проведения соревнований по круговой схеме.

5-2. При объявлении «хантэй» каждый судья руководствуется:

· выполнением рисунка кендо-но-ката ВЯФК

· общими техническими навыками спортсменов

· оценивает правильный тайминг участников

· принимает во внимание маай каждой пары спортсменов

· учитывает выразительность «киай»

· качеством «мэцукэ» (силы взгляда)

· общей реалистичностью демонстрируемого комплекса, как Боевого Искусства

· качеством этикета («рэйсики»)

5-3. Нижеследующие грубые ошибки ведут к поражению:

· ошибки в порядке выполнения ката или их количестве

· грубое нарушение рисунка ката

· нарушение ролей «учитачи» и «ситачи»

· неполучившиеся «вадза»

· грубые ошибки в этикете

Оценка соревнований с 1-ой по 7-ю кендо-но-ката ВЯФК


1.0 Порядок и содержание (общие принципы). Ката - это традиционная для Японии форма обучения, подразумевающая освоение важнейших принципов и концепций не через теорию, а через чётко регламентированную практику.

· Ситачи следует движению учитачи. Все движения инициирует учитачи. Ситачи должен присоединиться к его действиям так, чтобы со стороны казалось, что оба движутся одновременно, как зеркальное отражение друг друга.

· Правильное выполнения ката требует точнейшего чувствования маай (обоюдной эффективной динамической дистанции). Компенсировать нехватку дистанции наклоном корпуса или изменением количества шагов запрещено.

· В трёх кендо-но-ката с кодачи маай зависит от характеристик оружия. Но базовой дистанцией для всех кендо-но-ката ВЯФК является положение ёкотэ (кэнсэн к кэнсэн).

· Техники ката построены на точнейшем тайминге. Начало уклонения от удара учитачи раньше, чем следует, будет ошибкой ситачи. Необходимо выполнять техники строго в нужный момент, не раньше и не позже. При оценке соотносите тайминг учитачи с таймингом ситачи.

· В ката используются стойки (миги-дзёдан, хассо-но-камаэ, ваки-камаэ), которые нельзя увидеть в современном спортивном поединке. Учитывайте глубину практики участников.

· В ката дыхание участников не должно быть заметным.

· Взгляд (мэцукэ) в ката регламентирован. Зрительный контакт сохраняется всегда, кроме единственного исключения в 7-й ката для учитачи. Учитывайте разновидности мэцукэ (например, взгляд «на далёкую гору»).

· Для начинающих важна внешняя форма: порядок шагов и действий, правильная дистанция, слаженное взаимодействие с партнёром, геометрия ката, контроль положения меча, контроль положения тела («шисэй»), контроль центра («чусин»), правильные камаэ.

· Правильный «киай» (оцените умение проявить энергию через крик).

· Демонстрация «иппон».

· Демонстрация «дзансин».

· Этикет («рэйсики»). Обратите внимание на правильное «сонкё», скользящие движения ног («сури-аси»), баланс, «тайто», «сагето», «рэй».


2.0 Примеры нарушений

· Ката выполнены не в установленном судейской комиссией порядке (рисунок).

· Выполнена лишняя ката или какая-либо ката пропущена (рисунок).

· Иное количество шагов в ката (рисунок).

· Ситачи опережает учитачи (взаимодействие).

· Потеря равновесия во время сонкё (баланс).

· Неправильное извлечение меча (этикет).

· Положение меча лезвием вниз на рэй (этикет).

· Взгляд в пол (мэцукэ).

· Отход с другой ноги (рисунок).

· Положение большого пальца на цуба напротив лезвия (глубина практики).

· При нанесении удара учитачи не достаёт до противника (маай).

· Не отклонён меч противника при парировании (вадза).

· Ситачи наносит удар в полный контакт (контроль).

· Удар «цуки» направлен в горло вместо солнечного сплетения (рисунок).

· Ситачи отходит до начала удара учитачи (тайминг).

· Ситачи пропустил удар (тайминг).

· Расхлябанные движения (баланс).

· Неуверенность в движениях (контроль).

· Пустое/механическое выполнение (дзансин).

· В гэдан-но-камаэ кэнсэн выше уровня колена партнёра (камаэ).

· После завершения всех или одной из ката оба (или один) участника оказались в двух или более шагах от центра части «сиайдзё» своего цвета (контроль).

· После завершения всех или одной из ката оба (или один) участника оказались на шаг ближе или дальше от пары своих противников (контроль).

· Отведение взгляда в сторону от противника (мэцукэ).


3.0 Приоритет нарушений

Анализируя набор ошибок каждой из команд, прежде всего следует учитывать реалистичность выполнения комплекса ката, как Боевого Искусства, и глубину практики участников. Ниже приведены типы нарушений по их важности в порядке убывания:

· Учитачи не достаёт при своей атаке до ситачи (атакует пустоту)

· Ситачи не смог эффективно выполнить вадза (контратаковать учитачи)

· Атака или контратака проводилась с однозначно неэффективной дистанции (слишком далеко и амплитудно или слишком близко и куцо)

· Отсутствует дзансин и контроль противника у обеих или одной из сторон

· Отсутствует хасудзи (угол реза)

· Не выполнен ки-кен-тай-но-ичи в достаточной степени

· Нет контроля центральной линии

· Цуки был нанесён выше цели (в грудную кость)

· Киай участников не был достаточно мощным и бескомпромиссным

· Качество баланса при распределении веса тела у участников было неудовлетворительным

· Отсутствует грамотная работа клинком (нет использования синоги при парировании)

· Далее идут иные технические аспекты, перечисленные ниже

4.0 Технические действия в кендо-но-ката ВЯФК (с 1 по 5)

I ката (тачи иппонмэ) Ключ: мэн-нуки-мэн

· Оцените моротэ хидари-дзёдан и миги-дзёдан четырёх участников.

· Реалистичны ли удар учитачи и вадза ситачи?

· Было ли выполнено окури-аси во время ударов «мэн»?

· Не было ли подзамахов при нанесении ударов?

· Заметили ли вы замедление удара учитачи в последней его фазе (его боязнь травмировать ситачи)?

· Не был ли удар учитачи нанесён в левую руку ситачи?

· Сравните мощь дзансин.


Пункты для соревнований со 2-го дана

· Выполнил ли ситачи «укол в небо» во время нуки?

· Действовал ли ситачи в необратимой фазе удара учитачи?

· Вернулся ли со своим ударом ситачи быстрее, чем уходил от атаки учитати (до восстановления его баланса)?


II ката (тати нихонмэ) Ключ: котэ-нуки-котэ

• Оцените тюдан-но-камаэ четырёх участников.

• Был ли взят иссокуито-но-маай?

• Проверьте контроль центра с обеих сторон перед атакой учитачи.

• Видел ли учитачи цель удара под поднимающимися руками?[1]

• Были ли обоюдные удары направлены точно в котэ-бу?

• Не была ли выполнена нуки-вадза с нарушением хасудзи (круговым движением)?

• Остановился ли меч учитачи чуть ниже горизонтали, а меч ситачи над рукой противника?

• Проверьте правильный шисэй.

• При возвращении на центральную линию не сделал ли ситачи шаг назад?

• Сравните мощь дзансин.


Пункты для соревнований со 2-го дана

• Не уходил ли ситачи от удара слишком рано и слишком далеко?

• Направлен ли кэнсэн ситачи на центр противника после удара котэ?

• Вернулся ли со своим ударом ситачи быстрее, чем уходил от атаки учитати (до восстановления его баланса)?


III ката (тати санбонмэ) Ключ: цуки-макиосаэ-цуки

• Оцените гэдан-но-камаэ четырёх участников.

• Пересеклись ли кэнсэны мечей противников перед цуки?

• Выполнен ли учитачи укол в суэгэцу ситачи правильно: с разворотом меча на 90 градусов против часовой стрелки и наклоном корпуса не более 15 градусов?

• Сместил ли ситачи меч учитачи с центральной линии?

• Не было ли у ситачи наклона корпуса и второго киай во время выполнения ответного цуки и преследования учитачи?

• Во время движения назад был ли третий шаг учитачи окури-аси?

• Сравните мощь дзансин.


Пункты для соревнований со 2-го дана[2]

• Исполнил ли ситачи наяси именно омотэ-синоги?

• Завладел ли ситачи инициативой, выполняя первый и второй уколы в область суэгэцу учитачи?


IV ката (тати ёнхонмэ) Ключ: цуки-каэси-мэн

• Оцените хассо-но-камаэ и ваки-камаэ четырёх участников.[3]

• Скрыт ли в стойке вакэ-камаэ меч ситачи за его телом?

• Была ли выдержана дистанция то-ма после первых трёх шагов обоих участников?

• Не было ли подзамахов или пауз при нанесении ударов?

• Был ли суэгэцу ситачи открыт для цуки учитачи перед вадза?

• Выполняет ли учитачи мощный укол в суэгэцу/лёгкое ситачи, разворачивая при этом меч на 90 градусов против часовой стрелки и наклоном корпуса не более 15 градусов?

• Правильно ли применил ситачи технику макэ-каэси, используя хираки-аси и замах оки?

• Контролирует ли учитачи мэцукэ после цуки?

• Сравните мощь дзансин.


Пункты для соревнований со 2-го дана

• При проходе через дзёдан-но-камаэ перед ай-учи находились ли оба участника во фронтальном положении?

• Была ли борьба за центральную линию после ай-учи и перед вадза выполнена участниками при помощи силы ног и бёдер?

• При выполнении макэ-каэси не было ли лезвие клинка ситачи направлено вбок?

• Были ли цуки учитачи и каэси-мэн ситачи одним движением с ударом через центральную линию сёмэн?


V ката (тати гохонмэ) Ключ: мэн–суриагэ-мэн

• Оцените сэйган-но-камаэ и хидари дзёдан-но-камаэ четырёх участников.

• Не остановился ли учитачи после третьего шага перед ударом мэн?

• Не провалился ли меч учитачи вниз до горизонтали после удара мэн?

• Не был ли наклонён корпус учитачи при ударе мэн?

• Проследите, не была ли ситачи выполнена вадза харай-мэн вместо суриагэ-мэн?

• Сравните мощь дзансин.


Пункты для соревнований со 2-го дана

• Был ли удар мэн учитачи нанесён по линии сёмэн с единственно возможного маай?

• Не был ли кэнсэн ситачи предопущен вниз перед или заброшен за спину после суриагэ?

• Восстановил ли ситачи правильный хасудзи после выполнения суриагэ центральной частью клинка «тюо»?

• Выполнил ли ситачи одзи-вадза в одно движение, скользя своим бокуто вверх, а затем без остановки вниз, и вернулся ли он со своим ударом быстрее, чем учитати восстановил свой баланс?


4.1 Технические действия в кендо-но-ката ВЯФК (6 и 7)

Использование старших ката (с 6 по 10) рекомендовано для категорий соревнующихся от второго дана и старше.


VI ката (тати роппонмэ) Ключ: саси–котэ-суриагэ-саси-котэ

• Оцените сэйган-но-камаэ и гэдан-но-камаэ четырёх участников.

• Выполнил ли ситачи сильное и непрерывное сэмэ, подавляя учитачи и заставляя его отступить сначала в моротэ хидари дзёдан-но-камаэ а затем в тюдан-но-камаэ?

• Оцените моротэ хидари дзёдан-но-камаэ и тюдан-но-камаэ учитачи.

• Была ли взята дистанция исоку-итто-но-маай перед выполнением атаки саси-котэ и последовала ли атака учитачи с подготовкой (кимэ), но без паузы (до восстановления баланса ситачи)?

• Не был ли кэнсэн учитачи излишне опущен вниз после атаки котэ?

• Проследите, была ли выполнена атака котэ именно ударом саси.

• Не была ли исполнена кем-либо из участников вадза хараи-котэ вместо суриагэ-котэ?

• Не получилась ли у ситачи техника суриагэ тисай-котэ вместо суриагэ саси-котэ?

• Не вышел ли кэнсэн ситачи за границы тела учитачи при выполнении суриагэ-вадза?

• Восстановил ли ситачи правильный хасудзи после выполнения суриагэ-котэ центральной частью клинка «тюо»?

• Была ли техника суриагэ выполнена стороной «ура» и не использовался ли тобикоми?

• Выполнил ли ситачи одзи-вадза в одно движение, скользя своим бокуто минимально вверх, а затем без остановки вниз, и вернулся ли он со своим ударом быстрее, чем учитати восстановил свой баланс?

• Оказал ли ситачи при выполнении сэмэ с дзансин достаточное давление на центральную линию учитачи, сохраняя при этом контроль противника по восходящей линии от суэгэцу до переносицы учитачи с сильным мэцукэ?

• Отступая, сместился ли учитачи под небольшим углом (25-30 градусов) к линии, по которой выполнялась ката, и опустил ли он свой меч до уровня колена, слегка развернув при этом плоскость лезвия «ура» вверх?

• Сравните мощь и оцените противоборство дзансин в обоих парах.


VII ката (тати нанахонмэ) Ключ: нуки-до

• Оцените тюдан-но-камаэ четырёх участников.

• Демонстрирует ли ситачи настолько мощное камаэ с сильным чусин, что не оставляет учитачи никаких других возможностей кроме цуки?

• После попытки цуки были ли мечи возвращены на уровень тюдан?

• Выполнил ли учитачи удар аюми-аши мэн с сутэми (без сомнений, стремительно и с чистым сознанием)?

• Оцените тайминг удара «до» ситачи. Нуки-вадза должна быть выполнена незамедлительно на первое движение учитачи.

• Соответствует ли удар «до» ситачи требованиям к иппон?

• Не был ли удар до выполнен ситачи с излишнем замахом, без ки-кэн-тай или с потерянным хасудзи?

• Был ли ситачи после выполнения нуки-до головой и корпусом достаточно развёрнут к противнику?

• Продолжил ли меч ситачи своё естественное движение при завершении удара «до»?

• Восстановил ли учитачи свой мэцукэ сразу же по завершении сутэми аюми-аши мэн?

• Были ли бёдра ситачи в положении ваки-камаэ на правом колене фронтальны относительно центра учитачи и находились ли ноги параллельно друг другу?

• Оцените ваки-камаэ ситачи.

• Был ли моротэ хидари дзёдан-но-камаэ выполнен учитачи чётко, но при этом без остановки в дзёдан?

• Была ли правая стопа обоих участников всегда направлена на противника при возвращении на центральную линию?[4]

• Сравните мощь и оцените противоборство дзансин в обоих парах.[5]

[1] Обратите внимание, что в некоторых случаях трактовки элементов ката отличаются от региона к региону и от сэнсэя к сэнсэю (чаще всего это касается второй и третьей ката). Вы, несомненно, проявите хороший тон, если в каждом додзё, где тренируетесь, будете выполнять элементы ката так, как это делает инструктор данного додзё или лицо, проводящее семинар. В отношении второй ката это проявляется в замахе, а в отношении третьей – в типе парирования учитачи. В некоторых случаях сэнсэи требуют в нихонмэ от ситачи и учитачи больших (оки) ударов. Иногда возможен вариант тисай-котэ с обеих сторон. Или же оки-мэн со стороны учитачи, который (после начала ухода ситачи влево-назад) незамедлительно переходит в котэ (поскольку котэ открывается - появляется суки), и тисай-котэ со стороны ситачи, который стремительно контратакует запястье учитати после того, как завершает свой уход (нуки вадза) влево-назад опусканием кистей рук, держащих меч.


[2] Существуют различные интерпретации некоторых движений в этой ката. Прежде всего, это касается взаимодействия учитачи и ситачи при нанесении и попытке блокирования цуки. Будока следуют той схеме и интерпретации, которую даёт их инструктор. Однако полезно знать и другие варианты выполнения. В версии, принятой в большинстве клубов, ситачи наносит ответный цуки по центральной линии, учитачи, обойдя меч снизу, пытается вытеснить его с центра, но это ему не удаётся. Тогда, при следующем движении ситачи вперёд, учитачи предпринимает вторую попытку, обойдя меч с другой стороны, но снова не достигает результата. После этого, убедившись в полном доминировании ситачи, учитати опускает меч и признаёт своё поражение, сохраняя сильный боевой дух. Из всех десяти кэндо-но-ката санбонмэ имеет наиболее ярко выраженные различия в технике исполнения. Есть две версии. Наиболее распространённая описана выше. Альтернативная версия отличается работой кистей и бёдер. В первом варианте основную работу совершают бёдра учитачи, которые дважды поворачиваются относительно центра на 45 градусов. Во второй версии основную работу совершают кисти рук, которые остаются в центре и за счёт вращения (маки-вадза) отводят меч ситачи таким образом, чтобы воображаемая прямая линия, проходящая сквозь него, немного выходила за пределы тела учитачи.


[3] Несмотря на то, что мы не используем в современном кендо хассо-но-камаэ и ваки-камаэ, то чувство, с которым участники принимают и двигаются в них, должно быть аналогичным тюдан-но-камаэ в синай-кэйко. Это означает, что из такого положения должна быть возможность легко двигаться и быстро атаковать. Положение должно выглядеть и быть естественным.


[4] Разворот ситачи лицом к учитачи выполнялся на правом колене в момент восстановления обоюдного мэцукэ. Обратите внимание, что разворот допускается выполнить раньше: в момент опускания на правое колено. Ситачи может на втором шаге поставить стопу левой ноги на носок и максимально развернуть её влево, в сторону противника, обеспечив себе заранее подготовку к развороту корпуса. При опускании на правое колено на третьем шаге левая стопа ситачи окончательно доворачивается в сторону противника.


[5] Учитывайте пожалуйста, что вернуться на исходную позицию за пять шагов - это не жёсткое требование. Лучше сделать дополнительные шаги, чем двигаться неестественно, нарушая свой баланс.


Расписание тренировок:
  • Instagram Hebikan
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Vkontakte Social Icon

вторник, четверг: с 20:00 до 22:00

суббота, воскресенье: с 19:00 до 21:00